:: ::

Образование








Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования детского сада № 18 «Ромашка»

 

Основная образовательная  программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 18 «Ромашка» комбинированного вида (далее Программа) разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2014 год). 

Основная образовательная программа охватывает возраст детей от 1,5 до 7 лет.

Программа спроектирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Программа сформирована с учетом особенностей дошкольного образования как фундамента последующего обучения и определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь достижения образовательного стандарта.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

 

Пояснительная записка раскрывает:

  • Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно - образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) и семьи;
  • соблюдение в работе ДОУ и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давление предметного обучения.

 

  • Принципы и подходы к формированию программы

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), который предполагает:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-  возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-  учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

  • Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Возрастные особенности развития детей

 Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

 

Содержательный раздел программы

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие; 
  • познавательное развитие; 
  • речевое развитие; 
  • художественно-эстетическое развитие; 
  • физическое развитие. 

      Данный раздел Программы выстроен на основе Примерной программы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополнен материалами, направленными на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений. 

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, а также методики и формы организации образовательной работы. 

В соответствии с ФГОС, данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на: 

  • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; 
  • выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; 
  • сложившиеся традиции организации и групп. 

 

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности, специфических для каждого возраста (ФГОС ДО п.2.7.).

Для детей раннего возраста – это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Для детей дошкольного возраста, в том числе для детей второй младшей и средней группы – это ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

       В группах комбинированной направленности (старшая и подготовительная к школе) осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с речевыми нарушениями, а также испытывающих трудности в освоении образовательной программы или в общении со сверстниками и/или взрослыми, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Логопедическая работа проводится по Адаптированной образовательной программе

«Для детей с нарушениями речи в группах комбинированной направленности», разработанной на основе парциальных программ:

  • «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи (старшая группа детского сада)» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;
  • «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (старшая группа детского сада) Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;
  • «Программа обучения и воспитания детей с недоразвитием фонетического строя речи» (подготовительная группа) Т.А. Каше, Т.Б. Филичевой

В зависимости от речевого диагноза разрабатываются индивидуальные маршруты коррекции речевых нарушений.

В течение учебного года с воспитанниками проводятся коррекционно – развивающие подгрупповые и индивидуальные занятия согласно циклограмме рабочего времени и расписанию занятий. Тематика занятий определяется учителем-логопедом в соответствии с комплексно-тематическим планом ДОУ.

 

  • Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

 

ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.

В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся:

  • Совместная игра воспитателя с детьми
  • Ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального опыта
  • Творческая мастерская
  • Познавательно-исследовательская деятельность
  • Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)
  • Коммуникативный тренинг
  • Досуги
  • Чтение художественной литературы
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

 

  • Способы и направления поддержки детской инициативы

 

Чтобы дети верили в себя, развивались и экспериментировали, взрослые – и педагоги, и родители, должны подкреплять детскую инициативу, даже когда она сопровождается ошибками, поскольку, развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе.

Способы поддержки инициативы детей:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Направления поддержки детской инициативы:

- творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;

- инициатива как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;

- коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

- познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес позволяет проектная деятельность, исследовательская деятельность, проблемно-поисковое обучение.

 

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива

 с семьями дошкольников

       Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

       Ведущая роль – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

 

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • партнерское взаимодействие педагогов и родителей в деле образования и воспитания детей для обеспечения полноценного развития;
  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе, области;
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

                     Основные направления и формы работы с семьей

  • Взаимопознание и взаимоинформирование
  • Непрерывное образование воспитывающих взрослых
  • Совместная деятельность педагогов, родителей, детей
  • Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям

 

  • Иные характеристики содержания Программы

Данный раздел раскрывает следующие характеристики Программы:

  • планирование образовательной деятельности,
  • систему физкультурно-оздоровительной работы,
  • региональный компонент,
  • преемственность ДОУ и школы,
  • дополнительное образование.

 

Организационный раздел

 

Организационный раздел составлен с опорой на материалы Примерной программы, нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации. 

Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях 

реализуется ООП ДО. В этом разделе представлены: 

  • режим дня; 
  • традиционные для ДОУ события, праздники, мероприятия; 
  • особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды; 
  • требования к материально-техническим условиям реализации ООП (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания). 

 














Соседние подразделы:
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организации
Документы
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Вакантные места для приема (перевода)
Платные образовательные услуги
Платные образовательные услуги отсутствуют....

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Местное время
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Электронное правительство
Министрество образования РФ
Департамент образования КО
Запись в детский сад
Администрация Березовского городского округа
САЙТ ЛЮБИМЫХ РОССИЙСКИХ МУЛЬТИКОВ