:: ::

Образование


Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования детского сада № 18 «Ромашка»

 

Основная образовательная  программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 18 «Ромашка» комбинированного вида (далее Программа) разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2014 год). 

Основная образовательная программа охватывает возраст детей от 1,5 до 7 лет.

Программа спроектирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Программа сформирована с учетом особенностей дошкольного образования как фундамента последующего обучения и определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь достижения образовательного стандарта.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

 

Пояснительная записка раскрывает:

  • Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно - образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) и семьи;
  • соблюдение в работе ДОУ и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давление предметного обучения.

 

  • Принципы и подходы к формированию программы

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), который предполагает:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-  возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-  учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

  • Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Возрастные особенности развития детей

 Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

 

Содержательный раздел программы

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие; 
  • познавательное развитие; 
  • речевое развитие; 
  • художественно-эстетическое развитие; 
  • физическое развитие. 

      Данный раздел Программы выстроен на основе Примерной программы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополнен материалами, направленными на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений. 

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, а также методики и формы организации образовательной работы. 

В соответствии с ФГОС, данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на: 

  • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; 
  • выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; 
  • сложившиеся традиции организации и групп. 

 

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности, специфических для каждого возраста (ФГОС ДО п.2.7.).

Для детей раннего возраста – это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Для детей дошкольного возраста, в том числе для детей второй младшей и средней группы – это ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

       В группах комбинированной направленности (старшая и подготовительная к школе) осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с речевыми нарушениями, а также испытывающих трудности в освоении образовательной программы или в общении со сверстниками и/или взрослыми, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Логопедическая работа проводится по Адаптированной образовательной программе

«Для детей с нарушениями речи в группах комбинированной направленности», разработанной на основе парциальных программ:

  • «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи (старшая группа детского сада)» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;
  • «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (старшая группа детского сада) Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;
  • «Программа обучения и воспитания детей с недоразвитием фонетического строя речи» (подготовительная группа) Т.А. Каше, Т.Б. Филичевой

В зависимости от речевого диагноза разрабатываются индивидуальные маршруты коррекции речевых нарушений.

В течение учебного года с воспитанниками проводятся коррекционно – развивающие подгрупповые и индивидуальные занятия согласно циклограмме рабочего времени и расписанию занятий. Тематика занятий определяется учителем-логопедом в соответствии с комплексно-тематическим планом ДОУ.

 

  • Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

 

ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.

В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся:

  • Совместная игра воспитателя с детьми
  • Ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального опыта
  • Творческая мастерская
  • Познавательно-исследовательская деятельность
  • Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)
  • Коммуникативный тренинг
  • Досуги
  • Чтение художественной литературы
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

 

  • Способы и направления поддержки детской инициативы

 

Чтобы дети верили в себя, развивались и экспериментировали, взрослые – и педагоги, и родители, должны подкреплять детскую инициативу, даже когда она сопровождается ошибками, поскольку, развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе.

Способы поддержки инициативы детей:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Направления поддержки детской инициативы:

- творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;

- инициатива как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;

- коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

- познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес позволяет проектная деятельность, исследовательская деятельность, проблемно-поисковое обучение.

 

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива

 с семьями дошкольников

       Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

       Ведущая роль – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

 

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • партнерское взаимодействие педагогов и родителей в деле образования и воспитания детей для обеспечения полноценного развития;
  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе, области;
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

                     Основные направления и формы работы с семьей

  • Взаимопознание и взаимоинформирование
  • Непрерывное образование воспитывающих взрослых
  • Совместная деятельность педагогов, родителей, детей
  • Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям

 

  • Иные характеристики содержания Программы

Данный раздел раскрывает следующие характеристики Программы:

  • планирование образовательной деятельности,
  • систему физкультурно-оздоровительной работы,
  • региональный компонент,
  • преемственность ДОУ и школы,
  • дополнительное образование.

 

Организационный раздел

 

Организационный раздел составлен с опорой на материалы Примерной программы, нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации. 

Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях 

реализуется ООП ДО. В этом разделе представлены: 

  • режим дня; 
  • традиционные для ДОУ события, праздники, мероприятия; 
  • особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды; 
  • требования к материально-техническим условиям реализации ООП (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания). 

 


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Образование

Соседние подразделы:
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организации
Документы
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Вакантные места для приема (перевода)
Платные образовательные услуги
Платные образовательные услуги отсутствуют....
Местное время
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Электронное правительство
Министрество образования РФ
Департамент образования КО
Запись в детский сад
Администрация Березовского городского округа
САЙТ ЛЮБИМЫХ РОССИЙСКИХ МУЛЬТИКОВ